Источник вмц. Параскевы Пятницы. Историко-краеведческий очерк

Георгий Беляев.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ГОРОДА МИУСИНСК
историко-каеведческий очерк
2008

       Целебные источники на территории Донбасса известны с древнейших времён. И это неудивительно. Среди выжженной солнцем степи родник или колодец – нечастое явление. Поэтому народ издавна привык ценить каждую каплю такой воды. О своих родниках люди складывали многочисленные легенды и сказания.

     Донские казаки рассказывают о ногайском князе Иштереке. У него долго не было детей. Когда же русская пленница родила князю дочь Султанет, выяснилось, что ребёнок неизлечимо болен. Ни один лекарь не мог облегчить страдания девочки.
    
   Один странник посоветовал князю отвезти дочь к родникам Кара-су (Чёрный мертвый ключ) и Ак-су (Белый ключ). Иштерек со своим войском прошел долгий путь, переплыв семь рек. Но кого бы ни расспрашивали княжеские слуги, никто не мог им точно указать, где находятся Кара-су и Ак-су. Случайно встреченный слугами старик рассказал войсковому священнику, что источники нужно искать на Мёртвом Донце, на землях, принадлежащих русским.

      Целебные ключи действительно были там. Как только няньки искупали Султанет в водах Кара-су, она сразу же почувствовала большое облегчение. А когда княжна выпила воды из Ак-су, то полностью исцелилась. И впоследствии, сколько бы больных ни приходило к источникам, все получали здоровье и силу.

      Поэтичное описание одного из таких степных родников оставил А. П. Чехов в своей повести «Степь»:
«Около полудня бричка свернула с дороги вправо, проехала немного   шагом и остановилась.Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух. Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, вставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода. Она падала на землю и, прозрачная,  весёлая, сверкающая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда- то влево. Недалеко от холма маленькая речка расползлась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такой же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока…»
    
       Источник, расположенный на территории города Миусинск (до 1965 – посёлок Ново-Павловка) был открыт сравнительно недавно – всего столетие тому назад. Но недаром его называют не иначе, как «святая криница». Почитание этого места столь велико, а история его столь необычна, что познакомиться с ней было бы интересно каждому.
    
       В начале ХХ века земли Ново-Павловки принадлежали трём землевладельцам: Маркову, Ивану Васильеву и Семёну Редечкину. Усадьба Марковых, «Марковская   экономия», находилась невдалеке от сельского храма. Двухэтажный хозяйский дом, выстроенный из красного кирпича, сохранился до наших дней.

       В 1905 году с тридцатилетней Прасковьей Фёдоровной Марковой произошёл несчастный случай: её укусила за ногу собственная собака. После этого хозяйка буквально помешалась, начала слабеть. Её состояние ухудшалось с каждым днём.  Больная лежала уже без движения, почти при смерти, когда ей приснился необычный сон. Над высокой горой стояла Божия Матерь. У Её ног, с самой вершины горы бил ключ. «Через воду из этого ключа, – услышала Маркова во сне, – ты и получишь исцеление».
Утром хозяйка рассказала о том, что ей привиделось ночью. Казалось бы, что только не приснится тяжело больному человеку? Уже невероятно то, что вода била с вершины горы. Но оказалось, что такой источник действительно существует, и не где-нибудь, а в самой Ново-Павловке.

        Об этом рассказали местные пастухи. Однажды они пасли на горе панских овец. Заметили на земле что-то влажное. Поняли, что это родник. Начали раскапывать. Через некоторое время, когда образовалась небольшая ямка, на поверхности воды, её наполнившей, пастухи отчетливо различили изображение Богоматери с Младенцем.

        Маркову привели на указанное место. Она тут же узнала источник, который видела во сне. Ей дали выпить родниковой воды, и она сразу почувствовала себя лучше. А после нескольких посещений источника полностью исцелилась. После этого колодец выложили камнем, а над ним поставили кирпичную часовню. Маркова пожертвовала туда большую икону великомученицы Параскевы Пятницы, а также велела заколоть быка и приготовить под горой праздничный обед. «Всё село тогда накормили», – говорят старики.
     
        О чудотворном источнике узнала вся округа. Народ  стекался к этой святыне отовсюду, не только из городов и сёл Области Войска Донского, но также Екатеринославской, Харьковской, Курской, Белгородской губерний. Чтобы испить воды из целебной новопавловской криницы, люди пешком преодолевали сотни километров опасного в то время пути. Добавим, что святую Параскеву своей особой покровительницей считали чумаки и купцы. «Ей <…> наши предки усвоили покровительство над торговлей и от неё-то у нас известны Пятницкие торги» (протоиерей С. Булгаков). Скорей всего, именно торговые люди  привезли в наш край среднерусский обычай праздновать день памяти святой Параскевы на десятую пятницу после Пасхи. Обычай этот довольно распространён в центральной России, между тем как на Украине великомученице Параскеве празднуют в соответствии с церковным календарём – 10 ноября по новому стилю (так называемые «другі п’ятінки» или «Параскева временная»).

         Почему же именно чумаки особенно почитали святую новопавловскую криницу?
Не следует забывать, что через Ново-Павловку с XVII века проходил Бахмутский чумацкий шлях. Из Бахмута (ныне г. Артёмовск Донецкой области) в Ростов-на-Дону и Новочеркасск везли из местных копей соль, а оттуда – рыбу. За один день чумацкий обоз, который мог состоять из 100 маж (телег) с грузом по 500 кг каждая, иной раз покрывал до 60 км. Кроме того, по свидетельству А.Задорожного, в то время река Миус, протекающая через посёлок, была ещё судоходной: по ней сплавляли баржи с углём.
Проходя через Криндачёвку (ныне г. Красный Луч), чумаки останавливались здесь на ночлег. Далее их путь лежал в Ново-Павловку. Грунтовая дорога, проходившая через леса и болота, была сплошь усеяна крестами. Многие погибали здесь от рук разбойников. Особенно крепкой была шайка во главе с атаманом Павловым, промышлявшим в Ново-Павловке. Здесь чумаки никогда не ночевали, несмотря на то, что село было богатым и многолюдным.

         Зато обязательно делали остановку возле святой криницы, чтобы испить целебной воды и помолиться своей покровительнице – святой великомученице Параскеве.

          На источник приезжали люди и богатые, и интеллигентные. Их, естественно, заинтересовали необычные свойства новопавловской воды. Химический анализ показал следующее: по содержанию солей это нормальная столовая вода. Но при этом, концентрация ионов серебра превышала норму в несколько раз. Стало быть, вода протекает сквозь залежи серебряных руд.
Незадолго до начала Первой мировой войны (1914г.) владелец одного из соседних сёл П. И. Штерич наметил здесь разработку серебра.

         «…Привезли буровую установку и начали бурить на горе, повыше источника.
На каком-то десятке или сотне метров из скважины хлынула вода с такой силой, с таким напором, что сорвала установку, покатилась рекой на село. Затопило близлежащие улицы. Целую неделю пытались утихомирить скважину. Едва заглушили».  

        Из воспоминаний И. Денисова
После этого все работы по строительству рудников были прекращены.

        Во время революционных событий в Ново-Павловке были расквартированы казачьи отряды генерала Каледина. Красноармейцы под командованием Никиты Переверзева несколько раз выбивали казаков из села. Ново-Павловка переходила из рук в руки, а смена власти всякий раз сопровождалась массовыми расстрелами. Наконец, с помощью солдат из Царицына (ныне г. Волгоград) в селе была установлена советская власть. Марковы в это время уже покинули Россию. В их опустевшей усадьбе вначале располагалось правление Штергрэсстроя, затем поселковый совет, а на территории бывшей экономии – пекарня. Тревожное время давало о себе знать. В послереволюционные годы к источнику стало приезжать всё меньше и меньше людей.   

        С 1923 г. в Ново-Павловке и Штергрэсе стали действовать коммунистическая и комсомольская организации. Они были достаточно сплочёнными, кроме того, в селе находилось много приезжих коммунистов. Сельские активисты  проводили интенсивную атеистическую пропаганду, не останавливаясь ни перед чем. Часовня над святым источником тогда же была ограблена и разорена.
В этом же 1923 году накануне Пасхи решили устроить своё «погребение плащаницы». Из числа комсомольцев выбрали девушку, положили её в гроб     и с песнями обнесли вокруг сельского храма. Когда церемония окончилась, девушка не смогла сама выйти из гроба. Она ослепла и, как оказалось, на всю жизнь. После этого случая ни храм, ни святой источник никто не трогал.

          А люди по-прежнему приезжали за целебной водой. Часовня в то время была маленькой, войти в неё могло всего несколько человек. Купола не было, на крыше стоял один крест. На ночь часовню закрывали. Местные жители присматривали за ней, периодически красили, ремонтировали. Всегда было чисто, хоть и бедно. Во многом давало о себе знать недавнее разорение. Поднявшись на гору, люди сразу шли к часовне, обязательно прикладывались к иконе, молились и набирали воду. На Крещение, 10-ю пятницу после Пасхи, и некоторые другие праздничные дни служились водосвятные молебны. Духовенство в таком случае становились у дверей часовни, а люди – вокруг неё.
«Сестра моей бабушки (умерла в годы войны) страдала тяжёлой болезнью. Её ноги гнили до самих костей. Она ходила на святую криницу, пила воду и обливала ею ноги. И вскоре полностью вылечилась».
                                            
                                                  Записано 18 января 2006 г.
«Чудес происходило много. Люди сами рассказывали. Мы приезжали сюда до войны, сами читали молитвы. При мне батюшки и монахи приезжали, хотя служба была один  раз в год. Батюшки приезжали, служили, пели. Но проповедей не говорили и в отдельности ни с кем не беседовали.
Обычно людей на криничке бывало немного, иногда вообще не было. Съезжались все на праздник. А так – заходили, молились про себя. Пели, когда собиралось много народу, и пели хорошо. Но обычно приходило мало людей. Придут, наберут воды – и домой. Хотя бывали люди издалека. Далеко знали нашу криничку».

                     Из воспоминаний схимонахини Ангелины
Приезжал на источник и иеромонах Серафим (+1956) из с. Астахово. Он известен как прозорливый старец. Находился в дружбе с луганским диаконом Филиппом Горбенко, также известным старцем. За свою верность Христу отец Серафиму пришлось пострадать – он был дважды репрессирован.
«Приехала как-то к отцу Серафиму женщина с сыном. У мальчика вываливается язык, он не может говорить. Старец завёл его в алтарь, вложил язык в рот, прошёл с мальчиком по алтарю и вывел в храм. После этого указал на мать:
– Кто это?
– Мама, – чётко выговорил мальчик.
Матери отец Серафим сказал:
– А ты сходи на новопавловскую криницу пешком, набери воды и принеси сюда».
Записано 21 марта 2006 г.   
                                                                             
                Хотелось бы упомянуть ещё об одном священнике, годы служения которого пришлись на период сталинских репрессий.                           

             Иеромонах Иринарх (Иринарх Андреевич Макарьев) родился в 1884 году. В молодости принял монашеский постриг в одном из одесских монастырей. В 1904 году он рукоположен в сан иеромонаха. После революции жил в с. Ново-Павловка, служил в местном храме вместе с протоиереем Илией Слюсаревым. Отец Иринарх проживал недалеко от церкви, по улице Морозовской (теперь – ул. Шевченко). В селе у него были родственники Медведевы, почему и самого отца Иринарха называли «батюшка Ведмедёв» или «батюшка Ведмидь».

          Живя в миру, он не нарушал монашеских обетов. Кроме того, по рассказам местных жителей, отец Иринарх часто юродствовал. Очень любил музыку, пение. Когда он играл на гармонике, пальцы бегали по клавишам так быстро, что уследить за ними не было возможности. Обладал новопавловский батюшка к тому же красивым голосом, его пение любили слушать местные люди. Часто приговаривал он: «Один Бог без греха, а все люди грешные».
   
         К своим пастырским обязанностям иеромонах Иринарх подходил очень серьёзно. В среде духовенства он пользовался большим уважением. На праздничные дни в Ново-Павловку съезжалось огромное количество гостей, и службы в такие дни бывали особенно торжественными. Ежегодно перед Рождеством и на Великий Пост отец Иринарх с молитвой обходил приход.

        «Когда-то мне рассказывали, что батюшка каждый год ходил по селу с молитвой. Заходил в каждый дом. Перед Пасхой – точно не знаю, а перед Рождеством ходил всегда. Так было до войны. А после войны сходили один раз, так власти сразу же стали притеснять».

                                                Записано 24 марта 2007г.
          Сейчас трудно себе представить, чего стоило этому священнику в 1930-е годы отстаивать сельский приход, проводить несколько раз в год праздничные службы на святом источнике и беречь эту святыню от поругания. До  нашего времени сохранились документы той поры. Местные безбожники постоянно искали повод, чтобы ослабить влияние священника. В 1926 году согласно инструкции НКВД управление делами церкви передали посторонним людям. Преимущественно члены-уполномоченные являлись середняками. И только о священнике в графе «имущественное положение» указано: «бедняк» (Государственный архив Луганской области Р-435, оп. 1, д. 1006, л. 38).

           «Пел в церкви хор. А та, что хором руководила, церковь потом и закрывала. Она партийная была. Помню, мужик на крышу залезал, кресты срывал. Колокола сразу в реку сбросили. Никто не мог их потом найти. Да и что искать, видно, сразу вытянули и сдали на металл. А совхоз в церкви стал хранить хлеба: овёс, рожь, пшеницу. И в войну там хранили зерно».

                                                Записано в апреле 2007г.
          «Беды от сродник, беды от лжебратии…»  Все эти трудности подорвали здоровье отца Иринарха. В 1940 году он тяжело заболел. В безнадёжном состоянии его срочно положили в реанимацию. А через три дня новопавловский священник отец Иринарх скончался. Перед смертью он завещал похоронить себя только на территории храма. Через месяц храм был закрыт, часовня над святым источником уничтожена, а могилы священников, в том числе и отца Иринарха, разорены.
                                                 Началась война.
         Многие жители Ново-Павловки уходят на фронт, элетростанцию и энерготехниум срочно эвакуируют вглубь страны. Немецкие войска приближаются к Донбассу. Скоро произойдёт крупное сражение на Миус-фронте. Линия этого фронта пройдёт и через Ново-Павловку, и через посёлок энергетиков. «Здесь сражались бойцы 1 батальона 684 полка 383 шахтерской дивизии», – высечено на памятном  знаке, установленном в нескольких шагах от источника.

          Тяжёлая обстановка военных лет объединяла людей возле этой святыни.
          «Стоял август 1941 года. Война. Поток верующих к святой новопавловской кринице увеличивается. Идут со всего Донбасса, просят у святой иконы, что плавала в маленьком бассейне, милосердия к своим родным, ушедшим на войну с узурпаторами.

         Среди верующих, преимущественно женщин, выделяется фигура пожилого мужчины с большой окладистой бородой, в изношенном монашеском одеянии. Он с коробкой в руках просит у верующих деньги на ремонт церкви в Ново-Павловке.

          Мы с дедом Колбасой (имя, отчество забыл) тогда сторожили поле с помидорами недалеко от кринички. Помидоры были ещё зелёными, никого не прельщали, поэтому много времени мы проводили у кринички, среди людей.

– Видел, что было вчера? – говорит дед. Да, я видел, как солдаты сажали в машину того бородатого «монаха». У него болталась на молодом лице оторванная «борода». Одни утверждали, что это шпион-наводчик на электростанцию, другие – что дезертир. – Вот такие дела творятся! Несовместима ложь со святым местом, – продолжал старик, – Бог оберегает эту криничку. Так было во все времена».
                                                 Из воспоминаний И.Денисова.
          Несмотря ни на что, жителями села было решено  выстроить часовню над источником, что в скором времени и было осуществлено.
          О том, как выглядела эта часовня, можно судить по сохранившейся фотографии 1950-х годов, а также по многочисленным устным описаниям. Это было небольшое здание (примерно 2х2м), крытое железом. Окна выходили на север и на юг. На крыше был установлен четырёхугольный металлический крест. Внутри часовни находился колодец, выложенный камнем, неглубокий – всего 1,5 метра. Все дно колодца было усыпано монетами, которые бросали люди, приходившие за водой. Рядом всегда стояла кружка и ведро, чтобы каждый мог попить целебной  воды или облиться ею. На восточной стене висел большой образ Божией Матери «Живоносный источник». Акафист перед этой иконой читался у святой криницы постоянно. Справа от «Живоносного источника» находился образ Спасителя, слева – великомученицы Параскевы. На иконах висели вышитые рушники, возле них горели подвесные лампады. Впереди колодца также стоял подсвечник.
          После открытия в селе православного храма (1942) молебны в праздничные дни возобновились.                                     
                                          Из воспоминаний:
          «Приходили мы на криничку уже после войны. Тогда я работала в конторе счетоводом, освобождалась в три часа дня. После работы ходила на источник. Но чаще приходила с сестрой в выходные дни. Там бывало десять – пятнадцать человек. Кто, набрав воды, уезжал, а кто – оставался  и читал акафист иконе Божией Матери «Живоносный источник». На ночь часовню закрывали, помню, однажды старушка поручила это сделать мне.

           В то время в селе жила матушка Евдокия, которая всегда ходила сгорбившись. Вскоре она разболелась и слегла, да так и осталась постельной больной. К ней приходили за советом, просили молитв, благословения. При матушке всегда была послушница. Приходили к матушке и мы.
В праздник Крещения мы всегда набирали воду на криничке и освящали в храме. И вода прекрасно сохранялась на протяжении многих лет.

          На местный праздник собиралось много народу, вся гора была в людях. Служили тои-четыре священника, главным образом из храма в Ново-Павловке. Отсюда же приходили и певчие. К ним подключались  местные люди. На праздник привозили с собой больных, которых на гору везли даже на тачках. Подавали записки о здравии, обливались святой водой. Больных привозили по нескольку раз, и только тогда они исцелялись».                                                                                                                                                                                                                                                       
                                              Записано 23 сентября 2005г.
        «Когда я была в третьем классе (1949), батюшка  попросил меня собрать монетки из колодца. Меня держали, а я целыми жменями выгребала монеты со дна – так много бросали. За это мне батюшка подарил маленький образок Божией Матери. Он у меня  долго хранился, а потом вышла замуж и как-то потряла».

                                             Записано 6 ноября 2005г.
         «Ощущение святости было везде. Изображения Божией Матери появлялись даже на камнях».
Записано 19 января 2007г.
         «Как-то я разговаривала со старым человеком, он много про эту криничку знал. Так он мне рассказывал, что из соседней горы однажды начнёт бить вода и зальёт весь Миусинск. Я говорю ему: «Ну, разве такое может быть?» – «Да, именно так и будет».
Записано 20 марта 2007г.
        «Всю ночь накануне 10-й пятницы люди стояли на горе с зажженными свечами. После праздника, уходя, каждый старался сорвать хотя бы какую-то травинку, как лечебное»
Записано в августе 2004г.
        «На 10-ю пятницу особенно мне запомнилось то, что вся гора была белой, потому что  женщины носили тогда на службу только белые косынки».

                                                  Записано 4 ноября 2005г.
        «Я переехала сюда с родителями давно. Помню, что внутри каплички был сруб, рядом стояло ведро и кружка. На стенах висели иконы. Икон было много, потому что люди их постоянно приносили. Ходили сюда постоянно – и до войны, и после войны. А особенно на 10-ю пятницу много людей бывало. Помню: из Дмитриевки идут люди, один за другим, из Есауловки, из других сёл. Только пешком ходили, потому что тогда, после войны, машин ни у кого не было».

                                                 Записано 11 марта 2007г
.
        «А вообще людей приезжало много на 10-ю пятницу после Пасхи. Приезжали со всей округи – и с Хрустальной, и с Вахрушево и ещё дальше.
          Всегда на этот праздник у нас обед бывал. Сначала на горе шло богослужение, а после богослужения все шли на нашу улицу (записано от жителей ул. Пролетарской – сост.). Возле того двора, где дом 12, ставили стол. Там как раз и были те, кто приезжал из Хрустального и Вахрушево. Все обедали – и мужчины, и бабы, и дети. Бывало очень интересно».
                                              Записано 24 марта 2007г.

          «Много случаев рассказывали, когда вылечивались те, у кого были проблемы с волосами.
Накануне 10-й пятницы люди приезжали ночью. Ночевали здесь, на горе. Ложились прямо на землю. Наутро приезжали батюшки. Обычно их бывало очень много. А потом – обед. Люди стелили клеёнки на землю, приносили овощи и другие продукты».
                                              Записано осенью 2007г.

         «В село приезжали родители с мальчиком. После рождения у него сразу  обнаружили сильную золотуху. Гноились уши и веки, а глаза были все время красными. Этим людям посоветовали каждое утро приходить на криничку и умывать больные места. И вскоре мальчик выздоровел».
Записано 2 октября 2005г.
       «Вылечился от нашей кринички мой хозяин (муж).
       Заболел он тяжело, что-то с нервом. Здоровенный мужик, а слабеет на глазах. Ему приписывали на курорты ездить, на море, в Крым. Ничего ему не помогло, только деньги зря прокатал.
И вот его как-то встречает сосед, коммунист. Говорит:
– Ты нашу криницу знаешь?
– Знаю.
– Так вот пусть твоя жена обязательно сходит туда ночью и наберет для тебя воды. Когда угодно, только ночью.
         А это потому, что уже тогда, в 1958 году, на криничку ходить запрещали, и если бы кто-нибудь узнал, что я там была, то моего хозяина выгнали бы с работы. А я ночью ходить не боялась. Носила я воду с горы, и ему, смотрю, всё легче и легче».

                                                        Записано 2 января 2007 г.
         «В 1950-х годах из Донецка привезли парня. У него были больные ноги, и он не мог ходить. Как-то раз ему приснилась наша святая криничка. А его матери как раз про неё рассказали. Так они и решили сюда съездить. После нескольких  поездок парень действительно вылечился.
          И вот, в 1958 году он сообщил матери, что хочет съездить на криницу сам – поблагодарить за исцеление.  Приезжает он сюда, видит всё в страшном состоянии: ступеньки у входа обвалились, железо на крыше проржавело, стены давно не белены. Тогда парень решил привести всё в порядок. Он привез песок, цемент, нанял рабочих и отремонтировал часовню».

                                                     Записано 9 октября 2005г.
                                                                                                
          В этом году праздничная служба была торжественной, как никогда. Люди стали собираться с вечера, а к утру их было уже так много, что не все поместились на одной горе и стояли ещё и на противоположной. На молебен приехали 18 священников и 24 дьячка, «все молодые, как на подбор», – вспоминают миусинцы. Настроение было необычайно радостным, светлым, праздничным.
А через полгода по распоряжению властей источник был уничтожен.
          «О массовом  паломничестве к святому источнику было осведомлено областное начальство. На повестке дня стоял вопрос о ликвидации почитаемых народом святых мест Донбасса, в том     числе каменного креста между Дмитриевкой и Дибровкой, источника в с. Боково-Платово и святой новопавловской криницы. Каменный крест был уничтожен с помощью бульдозера. Была разрушена часовня, а источник забетонирован».

                                      Из воспоминаний А.И.Задорожного
            С декабря 1958 года начинает последовательно проводиться кампания против почитания источника. На народ воздействовали и через газету, и через комсомол, а нередко – и физически. Цель этих мероприятий была всем ясна, да и причина нашлась без труда.
          Как известно, существует старинный обычай купаться в водах целебных родников. Для этого устраиваются даже особые купальни. Однако на новопавловском источнике такой купальни не было. Верующие люди обливались водой из ведра и этим довольствовались. Но некоторые, из числа приезжих, всё-таки умудрялись купаться, залезая с этой целью прямо в колодец. Местные жители возмущались, пытались караулить возле источника, но ничто не помогало. По-прежнему кто-то мылся в воде, которую затем набирали другие для питья, а вдобавок к этому на деревьях и кустарниках висело чьё-то бельё. Это и стало поводом для ликвидации святой криницы. Но прежде, чем статьи и документы расскажут читателям о событиях тех лет, считаем нужным привести рассказ одной краснолучанки.
«Было это в 1956 году. В среду, после работы я, как обычно, решила сходить на криничку. Перед этим зашла к сестре, чтобы пойти вместе. А у нее две маленькие дочки, и я предложила их взять с собой. В тот день я ничего не ела, и поэтому решила взять с собой продукты, чтобы на месте перекусить. Сестра захватила с собой платок – на случай дождя. Пришли мы на криницу уже к вечеру. Была там только одна женщина, Ксения из Антрацита. Прочли акафист иконе «Живоносный источник», приложились к образам, попили воды и принялись за еду.

              В это время сверху спустилась женщина. На ней было черное платье и большой чёрный платок, который она придерживала правой рукой. Мы расступились, сказали, чтобы она зашла в часовню приложиться к иконам.
             Женщина только отрицательно покачала головой, но спросила: «Много ли воды?» Мы ответили, что воды много, а в часовне есть кружка и ведро. Я зачерпнула из колодца воды, чтобы дать умыться. Она отошла в сторону и осторожно умылась, так, чтобы не пролить воды себе под ноги.
Ксения хотела здесь  переночевать, но не знала, кто с ней останется. Мы думали, что женщина, которая только что пришла, тоже пробудет здесь до утра. Но она сказала: «Ни в коем случае не оставайтесь здесь ночевать! Дьявол особенно сильно будет искушать вас!»
           Тут я вспомнила о платке, который мы захватили с собой, и попросила сестру, чтобы она подала его. Как только мы обернулись, то увидели, как одна из бывших с нами женщин уже медленно возносилась на небо с противоположной горы. И тогда мы упали на колени, потому что всем стало ясно – это была Сама Богородица. Девочки, которые в это время были на горе, прибежали к нам с криком: «Мы видели Божию Матерь!»  Когда же мы вместе зашли в часовню и взглянули на икону, висевшую там, то в лике Богородицы действительно узнали Ту, с Которой сподобилось встретиться».

                                               Записано 23 сентября 2005г.

             «Волшебные воды» и лечебные источники
(газета «Луч», 17 декабря 1958)
В древнейшие времена люди, не умея объяснять явлений природы, обожествляли их. Чудодейственное влияние приписывалось и воде, с которой связывались многочисленные легенды, предания, суеверия, религиозные омовения и обряды<…>
            Для усиления религиозного воздействия на людей служители культа издавна охотно прибегали также к использованию источников пресной и особенно минеральной воды. Лечение этой водой обставлялось различными церковными обрядами. Искусно поддерживаемая молва о случаях «чудесного» исцеления привлекла к таким источникам множество верующих, искавших избавления от своих недугов.
             Но все эти «чудеса» исцеления, в том числе костыли, будто бы оставленные за ненадобностью  бывшими больными, и тому подобные «свидетельства», являлись плодом самого грубого надувательства и шарлатанства в целях обирания доверчивой публики. Правда, в церковной практике наблюдались единичные случаи излечения больных. Но происходило это лишь тогда, когда болезнь была на нервной почве<…>. Выздоровление таких больных наступает под влиянием душевных потрясений, глубоких переживаний, под влиянием самовнушения.
           Наука, постигая тайны природы, отбрасывает, как дурман, всё «божественное», сверхъестественное, волшебное<…>
         Точные анализы и наблюдения навсегда изгоняют из наших рек, озёр и целебных источников всех духов, которыми их когда-то населила фантазия человека. У «святых» источников воздвигаются теперь не часовни, а санатории и дома отдыха, в которых трудящиеся полностью используют целебные дары природы для восстановления своего здоровья и трудоспособности.
                                                         
                                               Профессор В.ДИК.
Протокол №2
Второй расширенный сессии Ново-Павловского
поселкового Совета депутатов трудящихся
Ивановского р-на Луганской обл.
6 апреля 1959 г.
(Государственный архив Луганской области,
Р-3020, оп.1,  д.53, л.11, сохранена орфография и пунктуация оригинала)
Председатель пос/совета Дыбля П.А.
Секретарь пос/совета Красиля
Всего избрано депутатов поселкового совета – 50 человек, приняло участие в работе сессии поселкового Совета – 40 человек.
Присутствовало приглашенных актива – 20 человек<…>
Слушали:
Доклад: «Осудить организаторов паломничества
к «святым местам», разоблачить вредную
сущность кампличек и других «святых мест»
/ Докл. т.Саппо Б.Л./
               В нашей социалистической стране сектантство, как и всякая другая религия, осталась лишь как пережиток прошлого, у нас нет никаких условий для роста старых сектантских организаций и для появления новых. За годы Советской власти, в результате великих преобразований в стране – много сектантов порвало с религией и вышло из своих организаций.

              Отдельные, когда-то многочисленные секты совершено распались, от них остались только воспоминания, фанатики-одиночки, или жалкие, замкнутые в себе, незначительные группы<…>
Святейшие и всякого род сектантство, кроме того, что они служат капиталистическим странам, шпионят, совершают  диверсии, они в целях наживы бросаются на всякие постыдные дела.

              Своими богословскими проповедями, знахарством, организуют лечение людей, которые страдают недугом от продолжительных болезней.
             Обожествляют природные источники, лишь бы на это был малейший предлог.
               Таким «обожествленным, целебным» источником является и наша криничка.
             Для поддержания авторитета и целебности этой кринички попы, сектанты вербуют всякого рода знахарей из Боко-Платовой, Красной поляны, Чистяково, Дмитриевки.
             Постоянными посланцами секты «святейших» для сбора денег оказались: Кучеренко Евдокия, Скоробогатов Тит Павлович, Гаркуша, Скиба.
            Эти казначеи стремясь как можно больше обзавестись монетой, ведут вражду между собой, организовывают драки, стремятся каждый удалить с пути конкурента.
              Что можно наблюдать вокруг криницы, вмокают ноги, влазят в криничку женщины нагими, мочат лоб. Жители улиц Калининской, Садовой, Сталинской из-за такого положения лишены питьевой воды<…>

              Заслушав и обсудив доклад директора СШ № 9 тов.Саппо Б.Л. «О разоблачении организаторов паломничества к «святым» местам», сессия депутатов Ново-Павловского поселкового    Совета
Решает:

1.Учитывая требования населения пос.Ново-Павловки и окружающих населенных пунктов, кампличку расположенную на территории пос. Ново-Павловки – закрыть, как очаг распространения религиозного шарлотанства, суеверий и антисанитарии.
2.Обязать председателя поселкового Совета тов. Дыблю П.А. камплицу снести и родник забетонировать.
3.Поручить депутатам поселкового Совета пос. Ново-Павловки до 1 мая 1959 г. провести общее собрание на округах с избирателями, рассказав о вредной сущности «святой» криницы на территории пос. Ново-Павловки.
4.Потребовать от председателя поселкового Совета тов. Дыбли П.А. принять все необходимые меры по пресечению попыток  строительства камплиц для чего выявить и взять на учет монашек и лиц материально заинтересованных   в функционировании камплиц, привлекая виновных к административной и уголовной ответственности.
5.Просить редакцию районной газеты «Знамя коммунизма» и редакцию газеты «Луч», поместить ряд статей о разоблачении вредной сущности так называемых «святых» мест.
Контроль  за исполнением настоящего решения возложить на исполком Ново-Павловского пос/совета в лице председателя пос/совета тов. Дыблю.
Председатель пос/сов. (подпись)
Секретарь (подпись)
                                      Религия мешает строить коммунизм
( «Луч», 23 апреля 1959)

                  Православные проповедники заявляют, что болезни – это «следствие греховности человека». Тёмные и отсталые люди верят этому и «лечат» свои недуги молитвами, «святой» водой, что оканчивается, как правило, печально для здоровья верующих…
Атеистический вечер
(«Луч», 29 апреля 1959)
               «Бога нельзя обходить молчанием – с богом пронырливым надо бороться!»
               Под этим девизом нашего великого поэта Маяковского 27 апреля состоялся антирелигиозный вечер трудящихся Штергрэса. В фойе Дома культуры посетители, в большинстве своём, молодёжь, с интересом рассматривали атеистическую фотовыставку, рассказывающую о возникновении, истории развития и борьбе науки с религией.
               В 8 часов вечера был заполнен зрительный зал. С докладом «Наука и религия» выступил директор средней школы № 8 т. Семёнов. Его красочный рассказ сопровождался химическими опытами, разоблачавшими так называемые «чудеса» церковников. Интересным было выступление врача т.Цуккермана о вреде суеверий и знахарства. Ярким подтверждением его слов прозвучала горячая речь жительницы посёлка т. Кашириной, долгое время лечившейся у знахарей в с.Ново-Павловке. Конечно, никакого исцеления она от них не получила.
            На многочисленные вопросы тт. Семёнов, Корягин и Цуккерман дали исчерпывающие ответы. В заключение был продемонстрирован диафильм «Строение человеческого тела».
М.БЕРЛИН.

            Дом санитарного просвещения
            Рано утром к горе подогнали три трактора. Людей, которые были в это время возле источника, заставили немедленно уйти. Закрепив в окнах концы тросов, часовню стянули с горы, а колодец засыпали. Пыль стояла столбом. На шум сбежалось полсела, но было уже поздно…
            Накануне этих событий многие замечали, как кукушка садилась на церковный купол и жалобно пела. «Она знала, что криничку поломают», – говорят люди. Обычно сдержанные в проявлении своих эмоций старики-миусинцы плачут, рассказывая о разрушении их святыни.
А в пятницу, 17 июля, вышел очередной номер местной газеты. На станице 4 была помещена следующая статья:

           «Святая» криница и ключница баба Дунька
В посёлке Ново-Павловке с восточной его стороны на небольшом холме давным-давно пробился ключ. Невдалеке от этого ключа – ещё несколько таких родничков. Вода в них чистая, холодная, как в любом ключе, приятная на вкус. Другими какими-либо качествами вода не обладает. И всё же нашлись такие люди, которым  было на руку придать этой воде особые свойства, в том числе целебные, превратить её в «святую» воду. Первым таким человеком оказалась помещица, которой принадлежала земля, где пробился ключ. Старожилы села рассказывают своеобразную легенду, что помещица была больна, её укусила одна из собак её многочисленной псарни. И якобы, пользуясь водой из ключа на холмике, помещица выздоровела. После она построила над ключом каплицу. Слава об исцеляющих свойствах воды, о её святости быстро разнеслась далеко за пределы помещичьего имения. К каплице начали стекаться сотни паломников в десятую пятницу после пасхи<…>

          Время шло, и миф о «святой» воде разрастался. Религиозные фанатики передавали людям, что в воде этого ключа им явился образ божьей матери, и потому она стала святой и исцеляет сраждущих духом и телом.

         Все эти забитые, одурманенные религией люди, сами того не сознавая, лили воду на колесо эксплуататорской мельницы. Эксплуататорским классам, в том числе и помещице Марковой было выгодно держать народ в темноте и страхе различными религиозными регалиями, не важно, чем этот бог являлся людям, святой водой или мазней богомазов. К тому же источник приносил огромный доход. Установлено также, что помещица так и умерла, не избавившись от своего недуга – тихого помешательства.

        После революции при советской власти этот «святой» источник утратил свою былую славу, и долгое время никто к нему не приходил. После Отечественной войны,  ловко пользуясь горем отдельных людей, шарлатанка, дежурная по станции транспортного управления треста «Краснолучуголь» Евдокия Захаровна Кислинская начала кампанию за восстановление каплицы. Она собирала деньги среди верующих. Часовня была восстановлена и обставлена согласно церковным ритуалам. Кислинская нашла себе подобных.

       «Святая» вода была заперта на замок и у каплицы появилась ключница и казначей – баба Дунька или Евдокия  Степановна Кучеренко, жительница посёлка Ново-Павловка.

       Снова потянулись сюда паломники из городов и сёл Ростовской, Сталинской, Луганской областей. До1958 года в десятую пятницу после пасхи сюда приходило большое количество людей<…> К источнику стекалась разная нечисть. Сюда притащили юродивых в надежде на их исцеление, но исцеления на глазах толпы ни разу не последовало<…>
        У каплицы Кислинская развела кипучую деятельность. Пользуясь невежеством отсталых элементов, она организовала продажу икон самых заурядных богомазов.<…>

        Возмущённые наглым шантажом Кислинской, бабы Дуньки и их приспешников, честные жители Ново-Павловки потребовали от поселкового Совета принять решительные меры против вероломства и обмана. Шестого апреля 1959 года сессия поселкового Совета депутатов трудящихся приняла решение снести каплицу и закрыть источник. Председатель поселкового Совета т. Дыбля исполнил это решение<…>

           Мы живём в век атомной энергии, в век, когда развернуто широким фронтом строительство коммунизма в нашей стране. И тем более нежелательны язвы на теле общества, подобные «святой» кринице и её поклонникам.

           «Святая» криница закрыта навсегда. Этого потребовали люди. Рядом, на другом холме поселковый Совет строит бассейн, который будет обеспечивать водой две улицы.
В.НАПАДОВСКАЯ

          28 октября 303 года в городе Иконий (теперь это г.Конья в центральной части Турции) по приказанию римского военачальника за исповедание христианской веры Параскева, дочь знатных родителей, была казнена через отсечение головы. Существует предание, что в  тот же день военачальник отправился на охоту. Внезапно его конь, словно взбесившись, понесся прямо к глубокому ущелью и сбросил туда своего седока. Военачальник упал с коня и разбился насмерть.

          «А те, кто уничтожали родник, здорово поплатились. Один сразу умер, другой заболел, у третьего с детьми проблемы. Я на шахте работаю с 1961-го и знаю случай про троих таких. Один главный был по уничтожению, другой указания давал, а третий – рабочий. Рабочий что? – он   выполнял чужие поручения. Как-то отделался, серьезно заболели дети. А те два умерли – у одного инфаркт, у другого – инсульт».
                                                        Записано 20 февраля 2007г.
         «Однажды бригада шахтеров шахты 160, как обычно, пришла на работу. Но начальник тут же им сообщил, что сегодня они получают наряд в Ново-Павловку – ликвидировать криницу. Нужно было разрушенную часовню окончательно сравнять с землей. И вот, в течение двух лет ни одного из 12-ти крепких, молодых парней в живых не осталось. Теперь жив только бригадир, да и у того в семье нелады».
                                                        Записано в апреле 2004г.
            «Криничку ломал и тракторист Вася Скоробогатов. Один мужчина, которому это дело поручили, отказался. Вася обругал верующего человека и вызвался сделать его работу. Жену сразу парализовало. И снится ему  сон, в котором говорилось: «Открой мне глаза, и тогда твоя жена выздоровеет». Он понял, что надо восстановить криничку, стал ездить по разным инстанциям, просить разрешения. Но везде отвечали: «Тебя никто не заставлял ломать», и отказывали. Так он и умер, ничего не осуществив».
Записано в сентябре 2005г.
             В это трудное время собрать верующих вокруг святого источника пытался священник местного храма отец Иоанн Самойлович.
             Многие и сейчас склонны считать, что духовенство Русской Православной Церкви в 1960-е – 1970-е годы если и не сотрудничало с советской властью, то, по крайней мере, не испытывало с её стороны серьёзных притеснений. Как всё происходило на самом деле, видно из биографии отца Иоанна.
           Родился он 20 февраля 1907 года в селе Красносельское Черниговской губернии, в семье потомственного священника Андрея Самойловича. До войны служил в родном селе диаконом при отце. Затем был призван на фронт. Воевал. Получил контузию. В 1942 году в Одессе И.А.Самойлович рукоположен в сан священника. С 1943 года он служил в Свято-Николаевской церкви п. Красный Кут (Луганская область). В начале 1950-х его переводят в Свято-Вознесенский храм п. Ново-Павловка.
Власти уже тогда запрещали совершать частные богослужения, будь то крестины, венчания, погребения или печатание земли. Несмотря на то, что при храме была хорошо благоустроенная крестильная, все требы приходилось совершать тайком, на дому у священника (он проживал по улице Петровского, за поворотом на улицу Некрасова, рядом с домом псаломщика Сытника). Коммунисты распространяли об отце Иоанне различные сплетни, вроде такого: «Лишний раз разоблачает святейших в нашем посёлке Ново-Павловке, когда поп, проявляя жажду к деньгам, набросился на звонаря Ярошенко и ударил крестом по голове, выражаясь нецензурными словами» (Государственный архив Луганской области, Р-3020, оп.1, д.53,л.9)
          Несмотря на запреты властей, в 1964 году на Крещение отец Иоанн отслужил на святом источнике Чин великого освящения воды. За это не в меру ревностного пастыря поспешил перевести подальше – в село Красная Поляна. Хотя были тому, видимо, и другие причины.
       «В религиозном обществе посёлка Новопавловка Краснолучского горсовета церковные службы не проводятся с апреля 1964 года. Здесь, ещё до прекращения церковных служб распалась «двадцатка», церковный Совет и ревизионная комиссия. Церковь осталась без управления. Некоторое время священник совершал обряды без представителей верующих. К апрелю 1964 года приход распался. Бывший священник этого прихода Самойлович И.Г. (ошибка в документе; правильно «Самойлович И.А.» – сост.) приехал в Епархию и заявил, что в пос. Ново-Павловке священнику делать нечего. Самойлович был направлен в другой приход. Оставшихся верующих в пос. Новопавловка Епархия приписала к молитвенному дому гор. Красный Луч» (Государственный архив Луганской области, Р-3699, оп.1, д.10, л.48).
Около года отец Иоанн прослужил в Красной Поляне. Затем его переводят в с. Чернухино. Затем – в г. Сватово. Последние годы служилось особенно трудно. Семья жила в Красном Куте, а здесь, в Сватово, он «совершал обряды без квитанций, за что снимался с регистрации на один месяц» (Государственный архив Луганской области, Р-3699, оп.1, д.20, л.160). Проще говоря, люди, заказывавшие священнику требы, на него же и доносили.
               Здесь же, в Сватово, отец Иоанн скончался в марте 1969 года.
             «Два парня (один из Снежного, другой  из Степановки) были парализованы. Ходили на костылях. Вместе с родителями они приезжали на нашу криницу.
Однажды парней привезли сюда, но все было уже разрушено, источник засыпан. Тогда они разобрали щебёнку, выкопали ямку. В ямку стала собираться вода. Парни пили эту воду, умывались и вот так вылечились. После этого случая люди опять стали ездить на криничку».
Записано 16 октября 2005г.
             «А потом поставили часовенку – хижинку из камня, глиной обмазанную. Бабушки сами делали. Внутри иконки были, как  положено. Если случалась непогода, то можно было укрыться. Когда готовились белить часовню, пришли рабочие и всё снесли».
Записано 23 февраля 2007г.
               В 1967 году из Ростовской области приехали казаки, вырыли землянку, установили навес, а рядом поставили несколько скамеек. Но все происходило так же, как и 10 лет назад. Приезжали люди, купались в питьевом колодце, молодежь собиралась здесь на посиделки, а вдобавок ко всему   завелись еще и жулики.
Обо всем этом хорошо знал первый секретарь краснолучского горкома партии В. В. Майборода. Вместе с комиссией от санстанции он приехал на источник и увидел в точности то, что ему описывали.
              Затем состоялся телефонный разговор между ним и начальником  КШСУ № 2 (теперь это Краснолучское шахтопроходческое управление) Иваном Михайловичем Крисаненко. Приказ был коротким: уничтожить часовню и перекрыть выход воды на поверхность. Не тратя лишнего времени, Крисаненко прислал в Миусинск рабочих и технику. Руководил всеми работами главный инженер шахтоуправления В. А. Калинченко.
             «Вначале рабочие два раза пригоняли бульдозер, чтобы разровнять территорию. При этом местное население особого сопротивления не оказало. Собирались у криницы, разговаривали, ругали начальство, но никаких мер не принимали.  Затем была установлена высоковольтная линия, сооружены буровые установки. Здесь работали лучшие специалисты-геологи. Чтобы перекрыть водяную жилу, под землю на глубину 36 м было задавлено несколько тысяч кубометров оборонного бетона марки 700 – лучшего на то время. В определённой пропорции с водой он становится очень прочным.
              Целый месяц стояли установки. А когда работы были окончены, на месте источника осталось только маленькое мокрое пятнышко».
Из воспоминаний А.Задорожного
             «Хотели здесь устроить санаторий. Да, в хорошую погоду и вода течет хорошо. Но для санатория воды в день нужны тонны. Пробовали бурить рядом – ничего не вышло. И тогда святую криницу решили забить. Бурили рядом скважины, заливали стеклобетон – чего только ни делали! А вода пробивалась».
                                                            Записано 20 февраля 2007г.

                Исполним волю избирателя
(«Знамя коммунизма», 9 января 1973)
               В начале девятой пятилетки исполком Миусинского горсовета разработал комплексный план социального развития  и благоустройства своего города. В составлении плана принимали участие все предприятия, организации и учреждения Миусинска<…>
                   Решён также вопрос о регулярном снабжении посёлка водой…
                «Святая криница когда-то была единственной для половины Ново-Павловки. После её закрытия поступили жалобы, что у села нет воды. Тогда был благоустроен колодец у подножия горы. Он был укреплён металлическими кольцами, а затем, в 1970-х начальство комбината «Донбассантрацит» распорядилось сделать крышку и насос.
Но постепенно вода в святой кринице начала пробиваться, и местные жители установили трубу. Струя шла тонкая, как мышиный хвостик. Набирались ёмкости очень медленно, люди оставались здесь на ночь. Свечи горели постоянно, камни были буквально залиты воском».
                                        Из воспоминаний А.Задорожного
«Директор шахты «Новопавловская» тяжело болел. Ездил он на нашу криничку и вылечился. И тогда он распорядился, чтобы это место благоустроить, поправить»
Записано 24 марта 2007г.
«Дорожку, что ведёт на гору, когда-то укрепляли. Это все организовал директор новопавловской шахты. Когда я учился в шестом классе (1972), нас сюда отправляли, когда на «труды», а когда просто снимали с уроков. Мы тут долбили траншею, по которой вода стекала вниз, где сейчас стена стоит. Ну, а люди разные бывают. Многие говорили: «Нет, я буду наверху набирать воду, я там всегда набирал». Для них и сделали дорожку. Лет 15 это всё простояло, а потом уже начало размывать».
                                        Записано 23 февраля 2007г.
«В июне 1973 года, на десятую пятницу после Пасхи, местный праздник я побывал на источнике. Там стояла уже землянка с небольшим навесом. Несмотря на это, людей было достаточно много».
                                       Записано 6 ноября 2005г.
«Молебны на десятую пятницу были очень торжественными. Приезжали священники с разных мест, со своими хорами. Местный батюшка здесь уже не служил, потому что храм к тому времени закрыли. А люди молились постоянно, оставались даже на ночь. Случалось и так – только один прочтёт акафист, как приходит другой и начинает читать акафист заново».
                                       Записано 10 ноября 2005г.
«Я ездил сюда в 1970-х годах, тёщу сюда возил: у неё была язва желудка. Так она и забыла, что это такое! Тут был деревянный сруб, шалашик стоял, над криничкой иконы висели. Этой водой многие вылечивались. Каждый год сюда приезжала бабушка с детьми и внуком. Внук – здоровенный парень, но то ли от рождения, то ли в шахте позвонок перебило, стал он калекой. И вот они всей семьей сюда приезжали на лето, жили возле кринички, на горе. Там их палатка стояла, примусы, посуда. А потом коммунисты их прогнали: Бога, мол, нет, криница не святая».
                                    Записано 20 февраля 2007г.
«На источнике постоянно видели блаженного Анатолия. Ему было лет тридцать, вёл себя он, как юродивый. Он всё про всех знал. Его люди всегда просили: «Блаженный Анатолий, помолись!» Когда я подошла к нему, он рассказал мне всю мою будущую жизнь. И, честное слово, всё так и сбылось, как предсказал блаженный Анатолий!»
                                 Записано в сентябре 2005г.
«В начале 1960-х, когда я здесь был, никакой часовни  не видел. Второй раз я на источнике побывал в 1989 году со старшей дочерью. Здесь горели свечи, и по всему было видно, что это почитаемое место».
                                   Из воспоминаний В.Беляева (Москва)
«Первый раз я побывала на источнике святой Параскевы в 1991 году, на 10-ю пятницу после Пасхи. У старожилов Миусинска есть обычай в полночь накануне этого дня набирать воду, а также траву с горы, а затем утром все это освящать. Освящённой травой и водой из источника нужно окропить затем свои дома. Одна женщина, которая посещает источник более двадцати лет, показала мне другие родники на горе, один из них помогает от  глазных болезней. В ту ночь на горе оставалось около двухсот человек. Набрав воды, они не уходили, пели церковные песнопения, вспоминали чудеса, происходившие на источнике.
Утром приехали священнослужители – четверо или шестеро священников, в том числе из Боково-Платово. Они отслужили молебен, освятили людям воду и траву».
                                   Из воспоминаний Л.Корнеевой
С конца 1980-х годов к колодцу, что у подножья горы, стал постоянно ездить грузовой транспорт. Миусинскую воду начали возить в крупные города и продавать в больших количествах. Местные люди, для которых этот колодец – единственный источник питьевой воды, были, естественно, против такой торговли. И тогда, в 1999 году, предприниматели пробурили собственную скважину под горой, откуда и стали выкачивать  воду. Но на этот раз не было учтено одно обстоятельство. Святой источник берет начало из большого подземного озера. В это же озеро и внедрилась новая скважина. Происходил интенсивный забор воды, и в результате святой источник начал иссякать.
Ни миусинцы, ни жители окрестных городов и сёл наблюдать это спокойно не могли. Стали обращаться в местные органы самоуправления, в областной Совет.
«Помогите нам избавить городок наш, святой источник от варварского разграбления. Место паломничества верующих превратилось в средство наживы. Из всех прилегающих к святой кринице колодцев откачивается вода в огромных количествах». (Тимофеева А.А.)
«Помогите нам избавиться от пыли и грязи, которые мешают нам, а что особенно обидно – нашим детям  – нормально жить. Дорога, по которой круглосуточно идут огромные грузовики с водой, в ужасном состоянии. Дети ходят в школу круглый год в резиновых сапогах, ибо грязь непролазная. А что самое страшное: всё тоньше струйка святой воды, а временами наша зеркально чистая вода мутнеет…» (Исаенко А.В.)
«Идёт грабительское разрушение дара природы, целебного источника, к которому много десятков лет шли и сейчас спешат за помощью. Теперь это место превратили в объект наживы.
Люди, обладающие властью, деньгами! Подумайте и о нас, простых, небогатых. Подумайте чуть-чуть о будущем!» (Калюжная Н.А., инвалид первой группы; Калюжная М.П.)
«Автомобильное нашествие превратило некогда тихий и уютный уголок Краснолучья в малопривлекательное место, а его улицы, ремонтом которых давно никто не занимался, сплошь стали покрывать ямы и ухабы <…>
В конце концов, отчаявшись, жители ул. Калинина не выдержали и приняли решение заварить проезд через хиленький мостик. Тогда поток транспорта двинулся в обход, и, возмутившись, запротестовала уже другая часть Миусинска. И вот, 22 декабря 2001г. состоялся общий сход, решавший вопрос о немедленном прекращении проезда автосредств, гружённых водой, по дорогам Миусинска. На него были приглашены представители властей, депутаты, настоятель Свято-Вознесенской церкви, хозяин курсирующих водовозок <…> Забор воды из криницы вроде бы прекратился. Однако надолго ли?» («Пресс Шанс», 7 февраля 2002)
Слабеет Новопавловский источник
(«Красный Луч, 17 августа 2001)
Обычная ситуация. В общественную организацию пришёл гражданин. Пришёл со своей просьбой…
И в то же время ситуация неординарная. Гражданин – священник, настоятель миусинской церкви святого Вознесения отец Лев Сотник. А беда его – беда, которую знают и разделяют многие в городе: гибнет знаменитый источник новопавловской воды. Проблема давняя, сложная, требующая комплексного решения. О ней много говорилось и говорится, особенно в Миусинске, но ситуация не улучшается.
Отец Лев сегодня ведёт речь о первом, но значительном, ключевом шаге – восстановлении над источником часовни <…>
Простояла часовня в революцию и в войны. Десятки, сотни людей шли ежедневно к источнику, и многим помогала эта, в общем-то, ничем не примечательная по химическому составу, вода. Только, видно, кроме химии и других наук, есть в природе другие силы…
А разрушили часовню в мирное время. Разрушили, чтобы не было чудес, не было их свидетельств. Вскоре и церковь в Миусинске разрушили. Только жизнь от этого лучше не стала…
И сегодня идут к источнику люди. Кто за силой и здоровьем, кто нажиться. Слабеет источник на горе. И неспроста, видно, говорят отцу Льву старушки: погибнет источник – упадёт проклятие на наше место…
Но, к счастью, всё окончилось благополучно. Прошёл год, все проблемы решились, все волнения улеглись. И про источник как-то внезапно все забыли.
Нужно было закончить строительство часовни, однако помощники в таком, казалось бы, несложном деле нашлись не сразу. Только осенью 2004 года удалось возобновить строительные работы. Большую помощь оказали отцу Льву местные прихожане. Уже 4 октября  собором духовенства был освящён купол и крест.
А 10 ноября, в день памяти святой Параскевы, произошло долгожданное событие. Новосооружённая часовня была торжественно освящена. Долгих тридцать лет ожидал этого Миусинск. Долгих тридцать лет береглась для этого икона святой Параскевы из старой часовни. Теперь она вновь возвышается над святым источником. И, как ни печально, подавляющее большинство молящихся оказались приезжими. Но праздник остался праздником, а событие это можно считать теперь историческим.
3 марта 2005 года отцу Льву Сотнику сообщили, что в Миусинск приезжает архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Оказалось,  что ему хорошо известен новопавловский источник, и он давно хотел посетить эту святыню.
Поднявшись наверх по скользкому склону и пропев наизусть тропарь святой Параскеве, владыка с восхищением отметил: «Только с великой верой можно было возродить часовню на такой высоте!». Беседа с владыкой была для отца Льва чрезвычайно поучительной – ведь первый раз приход посещает православный архиерей.
В 2008 году миусинский храм и святой источник были переданы под скит Свято-Вознесенской обители села Хорошее Славяносербского района Луганской области. Наместник обители – игумен Иоанн (Сухина).
По-прежнему криница пользуется почитанием и уважением у жителей Донбасса. В марте-апреле 2005 г.  в г. Красный Луч проходил фотоконкурс «Достопримечательности моего города». Среди лучших оказался снимок с изображением часовни над миусинским источником (опубликован в газете «Пресс Шанс»).
Просматривая подшивки городских и областных периодических изданий, можно встретить такие строки:
«В Миусинске на горе течёт, как говорят в народе, лечебная «серебряная» вода. Живу я в Красном Луче 36 лет, и только в июле этого года поехал к источнику с приятельницей Прасковьей Павловной Телепня. Она там бывала несколько раз. Набрали по четыре литра и вдруг видим: на гору энергично поднимается человек, подходит к нам. Знакомимся – Николай Петрович Черемет. Ему 80 лет. У него бачок на 20 литров. Он во второй раз
пришел  в тот день, покрыв расстояние туда и назад 12 километров. «Ничего себе», – подумал я, а Николай Петрович рассказал, что он 40 лет почти каждый день ходит сюда.
– А как открыли этот родник? – поинтересовался я.
–  Ещё до революции у помещика Марко была смертельно больна любимая дочь, и она этой водой исцелилась.
– Ну, это было давно, а есть ли примеры исцеления сейчас?
– Множество, в том числе и я. Болел язвой желудка – вылечился. Лечатся все мои соседи от разных недугов.
Он взял бачок, вложил его в мешок, поднял на спину и быстро, по-молодецки, спустился вниз. Прошло полтора месяца, как я набрал этой воды, стоит она у меня чистейшая, вкусная, приятная, и осадка нет. Каждый день пью её по глотку» («Красный Луч», 22 сентября 1994).
«Поднимаемся вверх по голой скале и зарослям сухой травы. Ещё немного, и оказываешься в оазисе: зелень, тишина, медленно струится источник, даже птицы здесь поют громче. У родника чьей-то заботливой рукой посажены цветы. Подъём сюда крут и небезопасен. Чтобы облегчить его, какой-то рачительный хозяин установил перила, убрал с тропинки камни» («Берегиня», 13 сентября 2001).
«Миусинскую землю называют благодатной. На одном из ее холмов бьет родник – с целебной водой. Весной у «святой криницы» (так называют это место миусинцы) построили часовню святой великомученицы Параскевы. Преодолев крутой подъём к источнику можно отдохнуть на скамейке, обозреть весь город с высоты птичьего полёта и духовно очиститься. Там, внизу, его ждут земные проблемы, которые без него никто не решит» («Наша газета», 5 ноября 2005).
А вот что рассказывают люди:
«В 1995 году мы ездили с мужем на источник. Из Миусинска приехали домой очень поздно. Муж сразу стал окроплять квартиру водой из источника. Как только она попала в тот угол, где висела Владимирская икона Божией Матери, появилось ржавое пятно. Оттуда потекла грязная, с ржавчиной, вода и залила весь угол. Утром муж мне всё это рассказал, добавив: «Мы здесь больше жить не будем». Как оказалось впоследствии, бывший хозяин этой квартиры здесь повесился.
Квартиру мы продали и купили домик, в котором живём и сейчас».
Записано 26 октября 2005г.
«Я всегда привозила сюда своих детей и купала их под струйкой. И от этого они у меня никогда не болели, даже наоборот.
Как-то в школе проверяли у них зубы. Приходит домой старшая дочь и сообщает: «А мне врач сказал, что у меня самые здоровые зубы среди всего класса». Потом пришёл сын: «У меня в классе самые здоровые зубы». Приходит младшая дочь – то же самое!»
Записано 28 октября 2006г.
«На Крещение в 1999 году мы всей семьёй приехали на источник.
В этот день у местных жителей принято купаться святой водой. Сначала раздевали и купали детей, а когда те разбегались, взрослые умывались и обливались сами. Мы удивлялись, как в такую суровую погоду люди не боятся облить себя холодной водой? На это нам всегда отвечали: «Здесь святое место, и после Крещения никто никогда не болел».
Желающих набрать воды было очень много. Стояли в две очереди: одни к источнику св. Параскевы Пятницы, другие к источнику, что повыше.
Я стояла за водой почти полтора часа. Мой муж в это время ожидал меня внизу. Из-за того, что прошло много времени, он разволновался и решил сам подняться на гору. В тот день у него была сильная головная боль. Я сказала ему, чтобы он снял шапку и умылся святой водой. Он отнёсся к моему совету не без улыбки, но всё же согласился. Не успел он после этого пройти два шага, как остановился, удивлённый. Оказывается, мучительная головная боль сразу же прошла.
Другой раз мы набирали воду внизу, у колодца. Муж с дочерью потом поднялся на гору, а я осталась у подножья, потому что плохо себя чувствовала. Но почему-то возникло очень сильное волнение, и я с трудом поднялась наверх. И тут же ощутила необычный прилив сил – впервые за несколько дней».
Записано 4 сентября 2005г.
Летом 2004 года верующей женщине, прихожанке Рождество-Богородичного храма г. Красный Луч, назначили операцию. Диагноз был очень серьёзным: киста желудка.
Долгое время эту женщину никто не видел в храме, а когда она в первый раз пришла на службу, то рассказала следующее: в течение нескольких недель она ездила в Миусинск, к святому источнику, пила воду и умывалась ею. Операцию делать не пришлось.
«Вот такой случай произошёл со мной месяц назад.
У меня были камни в почках. Когда я точно узнала диагноз, то сходила сюда, на криничку, набрала 20 бутылок по 2 литра и в течение месяца пила, кипятила и готовила только на этой воде. Через месяц специально сходила на УЗИ провериться, и мне сказали, что камешки растворились, там остался только песок. Никаких лекарств не принимала, процедуры не делала, лечилась только этой водой».
                                         Записано 8 октября 2006г.
Рассказ священника Н.
«В июле – августе этого года посетили мы святой источник. Поднялись на гору, собрались набрать воды, и видим – на иконе за стеклом видны подтёки чего-то маслянистого или смолистого. Подтёков очень много было. Предполагаем, что икона мироточила. Видеть, как мироточат иконы, мне приходилось до этого не раз».
                                     Записано 18 декабря 2006г.
«Вот, слава Богу, выстроили капличку, как теперь стоит. Так намного лучше, чем было. И площадку церковь обустроила, и камнем выложила. А то скользко было аж до самой кринички.
Вот и сейчас грязно бывает. Не берегут люди. Здесь не государство должно беспокоиться, а мы, экология должна быть. А то придут, покурят, насорят и уйдут. А придут ещё раз – уже неприятно.
Вода тут особенная и течёт для всех людей, бесплатно. Были штатские, которые хотели продавать воду за деньги. А это ж сельские люди выкопали криничку и колодец, что внизу. А тут заявились паны, говорят: всё наше. Да всех их повыгоняли.
А вот недавно, года три назад, из Франции католик приехал с делегацией целой. Долго стояли, смотрели, Бог знает, зачем приехали. Знают, видно, криничку, раз приехали».
                                     Записано 14 января 2007г.
Сегодня об источнике хорошо знают не только жители Донбасса, но и всей Украины, приезжают сюда из России, Беларуси, Таджикистана, Германии, Франции, США. Слушая рассказы людей, побывавших у святого источника, убеждаешься, что по-прежнему он остается для народа одной из самых почитаемых святынь. Люди приходят сюда с болезнями, скорбями, неурядицами, просят о помощи и никогда не уходят разочарованными.
Откажите и вы себе в двух-трёх часах свободного времени, поезжайте  в Миусинск. А, приехав за водой, не поленитесь подняться на гору. Даже если вам придется выстоять долгую очередь за тонкой струёй воды, не огорчайтесь, ведь каждая минута, проведённая здесь – драгоценна. Прислушайтесь к тому, что говорят здесь люди. Чаще всего об источнике, его истории, его чудесах. Это верный признак его святости, верный признак того, что пока бьют подобные родники на нашей земле, она не оскудеет благодатью.  
ие святой великомученицы Параскевы.
Приложение
              На берегах Миуса
             Первые поселения на берегах Миуса появились в конце бронзового века. Одно из них было обнаружено в 1973 году участниками Северо-Донецкой археологической экспедиции института археологии АН УССР между линией Миус-фронта и г. Красный Луч. Вот что сообщает участник экспедиции И. Шепелев:
«Большую часть находок, обнаруженных на месте поселения, составляют кости животных. Это свидетельствует, что люди, когда-то появившиеся на берегу Миуса, занимались скотоводством и охотой. Среди находок были орудия труда, изготовленные из кремня, черепки сосудов. На некоторых сосудах был нанесен орнамент в виде налепного валика. Из этого можно сделать вывод, что наши предки были знакомы с гончарным ремеслом».
В дальнейшем у Миуса обосновывались племена тюркоязычных кочевников. «Комены» и «кипчаки», они же половцы, упоминаются уже в первой русской летописи (XII  век). Отсюда, кстати, и происходит название Донецкой степи «Дешт-и-кипчак» (арабск.). Половцы, «один из лучших родов тюркских по своей добросовестности, храбрости, избеганию обмана» (Ал-Омари, XIV век), имели свои характерные традиции. Так, Рубрук (XIII век), пишет: «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращённую лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу». Как указано в «Книге Большому Чертежу»(1620 г.), большое количество подобных изваяний – каменных баб – находилось на водоразделе Миуса и реки Ольховатой.
Возможно, к этому времени и относится возникновение гидронима «Миус». На кипчакско-огузском наречии слово «миюс» означает «рог». Так древние народы называли места, где сливались две реки. Для Миуса «рог» – место впадения в него р. Крынки.
Половцы вели преимущественно кочевой образ жизни, и потому крупных поселений на территории нашего края в это время не возникало. Но под ударами монголо-татарских войск степи Донбасса окончательно превратились в Дикое Поле.
В 1243 году улус Дешт-и-кипчак» вошел в состав Золотой Орды. Почти три столетия господствовали здесь ордынцы. Но в XV веке их государство раскололось. Большая Орда и Крымское  ханство вели беспощадные бои за Дешт-и-кипчак. В конце концов, эта территория закрепилась за Крымом.
После освобождения Руси от монголо-татарского ига Крымское ханство по-прежнему продолжало отстаивать свои интересы. Татары разоряли русские селения, на реках существовали их переводы и перелазы.
В XVI веке в районе р. Миус проходил Муравский шлях. Однако запорожские казаки во время военных походов им не пользовались, а шли секретным путём, поднимаясь вверх по Днепру до его левого притока р. Самары. Затем они плыли по Самаре до Волчьих вод, а оттуда шли волоком до Миуса. Спустившись по Миусу, казаки получали выход в Азовское, а через Керченский пролив – и в Чёрное море. Этот путь не был известен ни туркам, ни татарам, благодаря чему нападения казаков всегда оказывались неожиданными.
Вдоль важных путей сообщения обычно возникали казачьи хутора-зимовники, в которых постоянно проживали лишь престарелые и семейные казаки. Остальная часть войска здесь только зимовала. Условия жизни в зимовниках не были безопасными. В 1595г., например, произошла вооружённая стычка между отрядом паши Ахмета и товариществом из 25 черкасов (казаков-украинцев), направлявшихся к Миусу на зимовку.
У истоков Миуса же в 1571 году князь М. Тюфякин и дьяк М. Ржевский установили пограничный знак – деревянный крест. Рядом находился сторожевой пункт, скорей всего, с речной пристанью. Целый день сторожа проводили в степи, не слезая с коней. В нужный момент сторож зажигал костёр, и тем самым давал сигнал об опасности.
В связи с укреплением своих позиций, казаки всё чаще стали нападать на турков и татар. В 1641 году донские и запорожские казачьи отряды штурмовали крепость Азов, обратив врага в бегство. Эвлебия Челеби, участник боевых действий, вспоминает: «Мы дошли до широкой реки Миус, через которую с трудом переправились в это холодное время года…»
В 1673 году вышел указ войсковому атаману узнать, «откуда вышла Миюс река, и далеко ль верховье её от Тору и Донца, и есть ли по ней какие леса. И буди есть, и какие леса, также и камень к городовому делу годный<…> и можно ль на устье её сделать город (крепость – сост.), и каменному ль или деревянному, или земляному городу быть пристойно». Крепость эта, выстроенная на берегу Миуса, станет вскоре важным стратегическим пунктом. Между прочим, именно отсюда в 1737 году под командованием Петра I объединённые запорожские, слободские, донские и российские полки начнут победный поход на Крым.
Библиография
Памятные места Донбасса. Донецк: Донбасс, 1966
Беспечный Т.А. Штеровская ГРЭС им. Ф.Э.Дзержинского. Очерк. Донецк: Донбасс, 1970
Лисянский А.С. Конец Дикого поля. Историко-краеведческий очерк. Под ред. Е.В.Чистяковой. Донецк: Донбасс, 1973
Скрипов А.Н. На просторах Дикого поля. Изд. Ростовского университета, 1973
История городов и сёл Украинской ССР. Ворошиловградская область. К., 1973
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем, том 6. М.: Наука, 1976
Неизвестное об известном. Краевед. очерки. Сост. З.П.Капроленко. Донецк: Донбасс, 1978
Книга о Донбассе. Природа. Люди. Дела (изд.2-е, перераб. и доп.) Донецк: Донбасс, 1978
Горелик А.Ф., Вихрова Т.В., Красильников К.И. История родного края (Луганская область). Часть I (с древнейших времён до начала ХIХ века). Луганск, 1995
История Луганского края. Луганск: Альма-матер, 2003
Дик В. «Волшебные воды» и лечебные источники // «Луч», 17 декабря 1958
Религия мешает строить коммунизм // «Луч», 23 апреля 1959
Берлин М. Атеистический вечер // «Луч», 29 апреля 1959
Нападовская В. «Святая» криница и ключница баба Дунька // «Знамя коммунизма», 17 июля 1959
Поздняков В. Исполним волю избирателя // «Знамя коммунизма», 9 января 1973
Ерёмин М. Лечебная // «Красный Луч», 22 сентября 1994
Слабеет новопавловский источник // «Красный Луч», 17 августа 2001
У истоков благого дела // «Берегиня», 13 сентября 2001
Иванов Г. Булыжник – главный аргумент? // «Пресс Шанс», 7 февраля 2002
Иерей Лев Сотник. Святой источник Миусинска // «Пресс Шанс», 17 марта 2005
Лисицына И. Разрешите быть богатыми // «Наша газета», 5 ноября 2005
Беляев Г. Святые места Краснолучья // «Пресс Шанс», 15 ноября 2007
Государственный архив Луганской области
Р-435, опись 1, дело 963
Р-435, опись 1, дело 1006
Р-2673, опись 1, дело 2
Р-2673, опись 1, дело 10
Р-3020, опись 1, дело 53
Р-3699, опись 1, дело 10
Р-3699, опись 1, дело 20
Архивный отдел Краснолучского горсовета
Фонд 179, опись 1, дело 369
Архив Свято-Вознесенского храма г.Миусинск
Историко-краеведческое издание.Беляев Георгий Юрьевич. 

Добавить комментарий

Авторизация
*
*